Обзор от покупателя на Драм-машина KORG volca bass


KORG Volca BASS – один из старейших инструментов теперь уже точно легендарной серии Volca от компании Korg, представленной представленной ещё в 2012 году. Несмотря на присутствие слова BASS в названии устройства, одними лишь басовыми партиями его использование совсем не ограничивается. И уж тем более не является этот синтезатор “драм-машиной”, как это указано на сайте компании On-Line Trade (вроде и писал я обращение по этому поводу, а воз и ныне там). Но как бы не называли этот инструмент… хоть горшком, хоть окариной, а девайс более чем интересный и потому я предлагаю вам ознакомиться с ним прямо сейчас.

И пока не убежал далеко в своём повествовании, рекомендую вам скачать из Интернет русскоязычную версию Руководства по Эксплуатации (РЭ)… только не с сайта производителя (там лишь мультиязычный вариант без русского языка), а с сайта одного из продавцов этих инструментов, поскольку переводил РЭ уже местный дистрибьютор.

Не лишним будет, также, посмотреть и пару очень подробных видеообзоров KORG Volca BASS на русском языке в YouTube.

Ну а мы приступаем!..

УПАКОВКА И КОМПЛЕКТАЦИЯ

Поставляется устройство в лаконичной серебристой коробке, одинаковой для всех устройств серии Volca.

Коробка небольшого размера. Добротная. Внутри всё уложено аккуратно и надёжно.

В комплект поставки входит, как я уже писал – непереведённое на русский язык РЭ, 6 щелочных батареек GoldenPower и короткий кабель mini-Jack — mini-Jack. Последний предназначен для ритмической синхронизации Volca-синтезаторов между собой и для обновления прошивки, которая представляет собой обычный “модемный” звуковой файл, который нужно проиграть на смартфоне/плеере/компьютере, подключённом к Volca-инструменту через Sync-In разъём.

Сетевого блока питания в комплекте нет, но я вполне успешно использую универсальные БП, выставленные на 9 В. Главное соблюсти полярность и подобрать правильный выходной штекер.

ВНЕШНИЙ ВИД

Внешний вид безусловно хорош!

Корпус устройства изготовлен из достаточно толстого полупрозрачного тонированного пластика, через который загадочно проглядывают электронные компоненты и просвечиваются мигающие во время работы секвенсера светодиоды. Лучше всего оценить корпус синтезатора можно сзади.

Батарейный отсек, обратите внимание, сконструирован с прицелом на надёжность.

Вот так светятся многочисленные светодиодные индикаторы устройства.

Цвет свечения – исключительно красный.

На задней панели есть мягкие резиновые ножки и даже динамик. Последний есть у всех Volca-инструментов. Как звучит этот динамик, я думаю, можно даже не рассказывать. Но в условиях, когда уши “горят” от наушников, вы будете благодарны инженерам Korg и за эту опцию в синтезаторе… в отличие от одного из конкурентов, о котором я скажу в конце данного обзора.

Качество изготовления почти отличное. Относительно своих размеров устройство ощущается плотно собранным, приятно тяжелит руку. Если что-то и поскрипывает, то только крышка батарейного отсека.

ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

Лицевая панель KORG Volca BASS изготовлена из достаточно толстого листа алюминия (его толщину хорошо видно на торцах, просматривающихся в отверстии разъёма питания и окна для семисегментного светодиодного индикатора.

Выглядит всё очень и очень симпатично. Вообще, KORG Volca BASS – один из самых красивых синтезаторов во всей Volca-линейке.

Все поворотные регуляторы вращаются плавно. С приятной вязкостью. Ко всем ручкам – отличный доступ, чем может похвастаться не каждый из семейства Volca.

К сожалению, с этого места нам придётся начать разговор о недостатках. Регулятор переключения октав – это обычный переменный резистор. То есть, он не имеет фиксированных положений. Переключение октав выполняется примерно также, как переключение режимов у недорогих цифровых гитарных комбиков. Ориентировать приходится лишь на показания 4-х разрядного семисегментного LED-дисплея. На нём отображается надписи вроде “oct5”. Всего октав – 6. Как видите, одними басовыми звуками KORG Volca BASS явно не ограничен.

КЛАВИАТУРА

Сенсорная (ёмкостная) клавиатура данного синтезатор, к сожалению, продолжает список недостатков. Причём, существенных.

Во-первых, схема расположения клавиш тут напоминает скорее таковую у драм-машины (теперь понятно, почему KORG Volca BASS к ним причислен в каталоге Он-Лайн Трейд). То есть, это “одномерная” полоска сенсорных площадок. Площадки соответствуют нотам от Ля (крайняя левая чёрная площадка) до ноты До (крайняя правая коричневая площадка).

Во-вторых, цвет “клавиш” тут инвертирован. Традиционно белые фортепианные клавиши – тёмно-коричневые, а те что у фортепиано черные, у KORG Volca BASS – золотистые.

Я вам больше того скажу!.. Инвертированы (на мой взгляд) тут и обозначения режимов. Ну судите сами. Например, под “клавишей” M7, на которую назначена функция выбора формы волны для НЧ-генератора (LFO), обозначение типа волны “треугольник” нарисовано тёмным на золотистом фоне. Казалось бы, более яркое обозначение соответствует горящему светодиоду!.. Но нет. Обозначению на золотистом фоне соответствует погашенный светодиод. В этом случае форма волны LFO – треугольник.

Читайте также  Обзор от покупателя на Наручные часы Seiko SXGP68P1

Если же светодиод горит, то форма волны LFO – квадрат.

В третьих, “клавиш” тут лишь 16 (по числу шагов секвенсера), а могло бы быть 27 – как у Korg Volca FM, например.

Короче, играть на клавиатуре Korg Volca BASS без слома мозга не получится. Выручить владельца данного аппарата способна лишь внешняя клавиатура с традиционным пятиштырьковым MIDI-выходом, но таковых среди компактных (чтобы подстать миниатюрному Korg Volca BASS практически и нет. Ну разве что не вполне миниатюрная Arturia Keystep.

Каждая сенсорная площадка снабжена двумя светодиодами – сверху и снизу.

Верхний ряд индицирует воспроизводимую/нажимаемую ноту (прям как у одного из главных конкурентов аналоговых Volca) и ячейку фразовой памяти. Нижний ряд функциями перегружен сильнее. Он отображает и шаги секвенсора, и режимы работы синтезатора, и даже уровень оставшегося заряда батарей при включении синтезатора.

Как я уже писал, на первые 8 “клавиш” назначены функции выбора ячейки памяти для фраз секвенсора. Эти площадки обозначены надписями M1 – M8.

Первые три клавиши (M1-M3), подписанные VCO GROUP, позволяют группировать звуковые генераторы синтезатора, чтобы и пользователь, и секвенсер могли ими управлять индивидуально или как единым целым. То есть, в режиме M3, например, все три генератора работаю одновременно. При этом, с помощью регуляторов Pitch для каждого из трёх генераторов можно выполнить как небольшую расстройку, как это, например, обогащает звук у фортепиано (когда струны в группах по 2-4 струны у каждой из клавиш настроены пусть и с микроскопической, но неточностью), так и расстройку вплоть до одной октавы вверх или вниз.

Вот, например, как выглядит спектр одного генератора (VCO) с треугольной формой волны:

А вот так выглядит спектр ТРЁХ генераторов с треугольной формой волны БЕЗ какой-либо расстройки:

Конечно, спектр трёх генераторов непрерывно меняется во времени, но картина, я думаю, и так ясна.

Ну а как этим распорядиться – решать пользователю. Он может расстроить пару генераторов в квинту и играть power-аккордами, а может расстроить в октаву. А можно и то, и другое сделать. Но даже без расстройки, в унисон, все три одновременно звучащих генератора звучат намного богаче.

Кстати, если вы внимательно смотрели на панель клавиатуры, то видели под площадкой M2 пиктограмму, в которой два генератора объединены, а третий – независим. Вот и живите теперь с этим 🙂

Следующая группа площадок M4-M6, подписанная как LFO TARGET, представляет собой своеобразную матрицу модуляции. С помощью этих сенсорных переключателей Можно включить модуляция НЧ-генератором (LFO) амплитуды звучащих нот – эдакий эффект “Тремоло”, высоты тона (“Вибрато”) и частоты среза фильтра (CutOff), что можно уподобить эффекту “Вау”. Все эти “эффекты” могут быть включены в любых произвольных комбинациях.

Площадка M7 – LFO WAVE позволяет задать одну из двух форм волны для НЧ-генератора (LFO): ТРЕУГОЛЬНИК или КВАДРАТ. Ну и, соответственно, определить, как будут звучать три вышеописанных “эффекта”.

Группа площадок M8, 9 и 10 – VCO WAVE позволяют выбрать для каждого из трёх звуковых генераторов (VCO) форму волны: ПИЛА или КВАДРАТ.

У площадки № 12 (AMP EG ON) – особый статус: она включает или выключает генератор огибающей (EG), параметры которого, в свою очередь, настраиваются посредством трёх регуляторов в середине верхней части панели синтезатора: ATTACK, DECAY/RELEASE и CUTOFF EG INT. Генератор огибающей способен превратить KORG Volca BASS и в некое подобие перкуссионного синтезатора.

Регулятор CUTOFF EG INT заставляет как бы “вращаться” ручку частоты среза фильтра (CutOff) в соответствии с кривой генератора огибающей. Не механически конечно, а скажем так – “виртуально”.

На самом деле, генератор огибающей работает всегда. Просто БЕЗ включения он влияет на частоту среза фильтра (CutOff) в той мере, в какой это ему позволяет делать регулятор CUTOFF EG INT и определяют параметры ATTACK и DECAY/RELEASE.

Площадка № 11 (SUSTAIN ON) в некотором роде на “подхвате” у генератора огибающей. Она включает для каждой взятой ноты фазу “бесконечного” удержания звука на время удержания нажатой клавиши синтезатора. С выключенным переключателем SUSTAIN ON, но включенным генератором огибающей с коробкой атакой и “релизом”, KORG Volca BASS как раз и звучит как перкуссионный синтезатор.

Читайте также  Обзор от покупателя на Кофемолка Melitta Molino черная

Любопытно (хотя в общем-то и не удивительно) поведение одноголосной клавиатуры при взятии новой ноты без отпускания предыдущей. Если выключен генератор огибающей, то ноты плавно “перетекают” одна в другую – как при портаменто.

Если включён генератор огибающей, то при взятии новой ноты без отпускания предыдущей, переход к частоте новой ноты выполняется за время DECAY/RELEASE. Если таковое минимально, то новая нота без отпускания “старой” и вовсе может не звучать. Но если включён режим SUSTAIN ON, то “слайды” носят такой же бесконечный характер, как и при выключенном генераторе огибающей (EG).

Кнопками VCO1VCO3, расположенными на лицевой панели, выбирает генератор для записи соответствующей ему партии, а совместно с кнопкой FUNC звуковые генераторы можно включать в произвольном порядке.

Но на этом этапе я хочу “закруглиться”, поскольку широту исполнительских возможностей KORG Volca BASS я по большей части осветил, а пересказ РЭ в мои задачи всё же не входит.

ДВИЖОК СИНТЕЗА

Применительно к KORG Volca BASS это хоть и звучит несколько пафосно (поскольку схема синтезатора достаточно примитивна), но движок синтеза у него таки есть и схематически выглядит он вот так:

На основе предыдущего описания вы уже наверняка успели заметить и оценить те изюминки, которые разработчики данного синтезатора заложили в его схему синтеза.

Тут же мне остаётся лишь сказать несколько слов о генераторах VCO и фильтре VCF.

Генераторы, как уже было сказано, могут выдавать изначально богатые гармониками сигналы. Это либо “пила”…

… либо прямоугольник/квадрат:

Первый (пила) звучит “жёстче” и “грязнее”. Второй (квадрат)) – мягче и более открыто.

Генераторы у KORG Volca BASS самопроизвольно не расстраиваются. Это очень хорошо, но немного настораживает: “а полностью ли они АНАЛОГОВЫЕ?

А вот тут пришло время с прискорбием констатировать один из самых больших провалов в конструкции движка синтеза KORG Volca BASS – отсутствие микшера сигналов звуковых генераторов. В этом синтезаторе нельзя выставлять уровень громкости для каждого из генераторов по отдельности и таким образом целенаправленно и осмысленно выстраивать спектры синтезированных сигналов. У большинства конкурентов (тем более программных) микшер присутствует почти всегда.

Кстати, не позволяет движок KORG Volca BASS генератору LFO раздельно влиять и на высоту тона каждого из генераторов (VCO). Это пусть и не так часто требуется, но ведь реализовать обе эти возможности можно было бы буквально с помощью одних лишь переменных резисторов!.. В общем, думаю, тут имеет место быть сознательный саботаж от маркетологов… Слишком уж хорошим мог бы получиться Korg Volca BASS.

Вы наверное сейчас скажите: “сейчас ему захочется ещё и три раздельных фильтра, да ещё и мультирежимных!..” Но нет. Ни мультирежимный фильтр, ни тем более три раздельных фильтра для каждого генератора (VCO) в KORG Volca BASS жизненно необходимыми не являются. Эти вещи как раз сильно усложнили бы конструкцию синтезатора и заметно подняли бы его цену. Хотя, признаюсь, возможности синтеза расширили бы невероятно!

Но хватит мечтать! Что за фильтр установлен в KORG Volca BASS?

Разработчики говорят, что фильтр в этом синтезаторе просто замечательный. Такой же, как и у легендарного miniKORG 700S.

А вот так выглядит сам “легендарный” синтезатор, если вам любопытно:

А вот так бесхитростно выглядит “легендарный” НЧ-фильтр (если конечно я ничего не попутал):

СЕКВЕНСЕР

Секвенсер у KORG Volca BASS, к сожалению, достаточно примитивный. Он лишь 16 шаговый и совершенно не гибкий по отношению к длительностям записываемых в него нот.

Единственная отрада, это наличие возможности записи раздельных партий для каждого из трёх генераторов. При должной сноровке записать в секвенсор этого синтезатора можно даже полифонические музыкальные фразы. Хотя и очень муторно с встроенной в этот синтезатор клавиатурой.

Ячеек памяти у секвенсера всего лишь 8. Почему не сделали 16 – загадка.

Записывать секвенции можно в пошаговом режиме. Для каждой из партий можно выключать отдельные шаги. Можно выборочно включать/выключать одинаковые шаги для всех партий одновременно. В терминах Korg это называется Active Step. К сожалению, я с первых же минут знакомства с секвенсером обнаружил в его работе досадный баг, который так и не был исправлен за восемь лет выпуска данного синтезатора и, видимо, даже не был обнаружен. Во всяком случае массово. Это нам косвенно говорит о том, что пользуются встроенным секвенсером KORG Volca BASS крайне редко и неохотно.

Читайте также  Обзор от покупателя на Посудомоечная машина узкая Hotpoint-Ariston HSIE 2B0 C

Суть бага в следующем:

Если вы прописали одну из партий с пропуском нескольких первых шагов (то есть, одна из партий вступает чуть позже остальных), то при выключении каких-либо шагов с помощью Active Step, при циклическом воспроизведении секвенции, партия с отставанием начинает воспроизводиться на новом цикле одновременно со всеми. Из-за этого возникает чехарда и какофония.

Есть у секевенсера KORG Volca BASS и другие “фишки” и особенности, но опять же, пересказывать тут Руководство по эксплуатации мне не хочется.

MIDI

Наличие MIDI-интерфейса – отличительна черта всех устройств серии Volca. Не стал исключением и BASS. Причём, в нём реализация MIDI-интерфейса достаточно полноценная. Помимо традиционных параметров, посредством MIDI можно управлять высотой звуковых генераторов и параметрами генератора огибающей, что, опять же, здОрово, но может насторожить поклонников исключительно аналогового синтеза.

КОНКУРЕНТЫ

KORG Volca Keys. Этот синтезатор выглядит где-то даже интересней, чем Korg Volca BASS. С одной стороны, у него очень похожий движок синтеза – с тремя генераторами. Однако он может работать в настоящем полифоническим режиме, что для аналогового синтезатора более чем ценно. Также у него несоизмеримо более гибкий секвенсер, нормальная неинвертированная клавиатура с фортепианной раскладкой и, наконец, есть кольцевая модуляция и даже эффект Delay. Нет у KORG Volca Keys разве что семисегментного дисплея.

IK Multimedia UNO Synth. Этот синтезатор с точки зрения конечного пользователя выглядит на три головы выше Korg Volca BASS (но не KORG Volca Keys кстати). IK Multimedia UNO Synth такой же одноголосный, как и Korg Volca BASS. Но у него полностью цифровое управление аналоговыми цепями, мультирежимный фильтр, регулировка уровня громкости для генераторов, множество форм волны (причём, с плавным переходом между ними), сложнее генератор огибающей, куча эффектов, просто гигантское количество памяти секвенсора и, самое главное, возможность сохранять ВСЕ настройки синтезатора в восьмидесяти пресетах (чего нет ни у одного аналогового синтезатора Korg Volca). IK Multimedia UNO Synth оснащён нормальной сенсорной клавиатурой и даже имеет MIDI-выход, позволяющий использовать его в качестве простого MIDI-контролёра! Единственное, чего нет у IK Multimedia UNO Synth, так это встроенного динамика и генераторов (VCO) – всего лишь два.

ВЫВОДЫ

Несмотря на то, что стоит обозреваемый синтезатор совсем не много, вы должны хорошо понимать, что приобретая серию KORG Volca BASS, вы, скорее всего, ничего не сэкономите.

Однако при умелом использовании, используя в качестве инструмента один лишь Korg Volca BASS вместе с любой из современных DAW вы можете записать практические любое музыкальное произведение. И это будет явно проще, чем исполнить на укулеле “One” (Metallica) с той же многодорожечной записью.

Несмотря на солидный срок присутствия на рынке, KORG Volca BASS не теряет актуальности и сейчас, благодаря наличию в нём полноценного MIDI-управления, а творческий потенциал в нём был заложен изначально с большим запасом. Всё же стоит признать высокий профессионализм инженеров Korg – в условиях явно установленных маркетологами ограничений они смогли спроектировать и реализовать действительно классный и очень сбалансированный аналоговый синтезатор. И кстати, отлично подходящий для изучения основ аналогового субтрактивного синтеза.

Кроме того, обозреваемое устройство ценно само по себе как некий образец технического искусства. Уверен, через годы эти синтезаторы приобретут культовый статус, как это случилось сейчас со стилофонами DubReq и те, у кого аккуратные Volca-коробочки от Korg сохранились, смогут с гордостью передать их по наследству внукам.