Обзор от покупателя на Объектив Panasonic Lumix H-FS12060E 3.5-5.6 ASPH./POWER O.I.S.

Вашему вниманию предлагается обзор объектива Panasonic Lumix H-FS12060E 3.5-5.6 ASPH./POWER O.I.S.

Объектив имеет байонет MFT. По паспортным данным это типичный китовый «тревел-зум» (24-120 в эквиваленте «полного» кадра), и очень часто он таковым и является, т.к. идет в поставке с камерами Panasonic. Однако, несмотря на не выдающиеся показатели светосилы, камеры которые им комплектуют, относятся к пред-топовому уровню. Именно этот факт и заставил меня обратить на него внимание. Ну не может тушка, которая сама по себе стоит 80 тысяч комплектоваться откровенным мусором.

Небольшое отступление

Перед тем как перейти непосредственно к обзору я позволю себе небольшое отступление, чтобы было более понятно, почему я приобрел объектив и чего от него ждал.

К зумам любительского уровня у меня всегда было скептическое отношение. Я имел дело с некоторыми моделями таких объективов на зеркальных системах Canon (Canon/Sigma) и Sony (Minolta/Sony) и ни разу не встретил того, что мне хотелось бы иметь самому. Все эти стекла были никакие по качеству изготовления и по качеству картинки. Мое отношение укрепил и китовый блинчик 14-42, который шел в комплекте с моим Olympus ОМ-D EM 10 II. Это был кусок люфтящей пластмассы, о чем я писал в своем обзоре на фотоаппарат. Снимать с его помощью (как, впрочем, и с помощью любого самого дешевого кита любой системы), конечно, было можно, и в правильных руках результат был вполне приемлем. Однако был у него один фатальный, с моей точки зрения, недостаток – агрессивная программная коррекция искажений. Т.е. сам объектив (особенно на краях диапазона) давал очень ощутимые геометрические искажения (видны в видоискатель в процессе построения кадра), которые исправлялись налету в камере или в Raw конвертере. Следствием этого программного вмешательства были два момента, которые выводили меня из равновесия. Первое, после съемки некоторые детали по краям кадра, которые были в нем до нажатия на спуск, могли быть утеряны. Второе, иногда на изображении появлялись артефакты, которые потом приходилось удалять вручную.

Поэтому я решил сосредоточиться на фиксах. И все было хорошо за одним исключением. С фиксами не очень удобно на природе, когда нет цели снимать что-то конкретное, а просто гуляешь и снимаешь все, что покажется интересным. В этих условиях удобство зума сложно переоценить. Поэтому какое-то время назад я начал задумываться о зуме под подобную задачу. Понятно, что для уличной съемки мне не требовался супер светосильный объектив за неприлично большие деньги, т.к. света практически всегда достаточно, да и все равно для подобных съемок я обычно использую значения диафрагмы 5.6 – 8.0. Основными критериями для меня были приличные оптические характеристики, желательно с отсутствующей или минимальной программной коррекцией и длинный конец хотя-бы 50 мм. Исходя из этих требований, я и выбирал объектив.

Читайте также  Обзор от покупателя на Корпус FOXLINE 450W FL-301-FZ450R-U32

Вариантов было в общем-то не много и в конечном итоге я выбирал между Olympus 14-150 и предметом обзора. Окончательный выбор определили два момента. Во-первых, более узкий диапазон Panasonic при сопоставимой цене и габаритах как бы намекал, что оптически он обязан был быть лучше. Во-вторых, на Panasonic случилась очень своевременная скидка, позволившая сэкономить существенные деньги. В результате объектив был куплен, и теперь мы переходим непосредственно к его обзору.

Внешний осмотр

Комплект поставки стандартный: объектив, передняя и задняя крышки и байонетная бленда.

Для системы MFT объектив достаточно габаритный. Диаметр резьбы под светофильтры 58 мм и передняя линза большая. Однако вес его не велик. Корпус, за исключением байонета пластиковый.

Зум механический, внешний. Причем минимальная длина достигается вовсе не на самом широком положении.

На узком конце диапазона длина объектива достигает максимума

Фокусировка внутренняя. Автофокус быстрый и бесшумный. Ручная фокусировка электрическая.

Ни при зумировании ни при фокусировке передняя линза не вращается. С фильтрами проблем не будет.

Кольца фокусировки и зума пластиковые, но читаются тактильно хорошо и проблем с ними я не заметил.

Объектив снабжен защитой от пыли и влаги. Из-за этих прокладок зум на новом объективе был не очень плавным, страгивание с места сопровождалось небольшим рывком. Постепенно прокладки притерлись к тубусу (оставив на нем следы, которые видны на фото выше) и сейчас все работает плавно. Качество защиты проверить пока не пришлось.

Конструктивно объектив сделан хорошо, тубус не люфтит. Со стороны байонета все хорошо прикрыто.

На фотоаппарат объектив надевается легко и сидит без люфтов.

Стабилизатор

Объектив имеет оптический стабилизатор. С одной стороны мне он не особо был нужен, т.к. в моей камере он и так есть, но для камер Panasonic до недавнего времени он был очень кстати. Формально этот стабилизатор проще, чем матричный в моей камере и на бумаге должен добавлять меньше ступеней экспозиции. Однако ввиду того, что линзовый стабилизатор всегда оптимизирован для объектива, в котором он установлен, а матричный рассчитан на все случаи жизни, фактический результат практически не отличается. Я специально делал тесты, и они показали практически идентичные возможности по увеличению выдержек. К сожалению, моя камера, в отличие от «еденичек» не умеет использовать оба стаба одновременно, поэтому для меня стабилизаторы равнозначны. И тут хочется отметить одно явное преимущество стабилизатора в этом объективе. Он работает практически бесшумно, в отличие от матричного, который хорошо слышно. Это кстати, может быть поводом для его использования при съемке видео.

Читайте также  Обзор от покупателя на Объектив Nikon 105 mm f/2.8G IF-ED AF-S VR Micro-Nikkor

Объектив в работе

Сразу отмечу, что описанной в начале проблемы программной коррекции с данным объективом я не замечал. Что вижу в видоискатель, то получается и в результирующем кадре, независимо от положения зума. Это уже говорит о том, что задача как минимум на половину решена.

Для начала приведу фотографии иллюстрирующие возможности зума (оба фото сделаны на диафрагме 8.0).

12 мм

60 мм

По фото конечно трудно судить о резкости, т.к. это не тестовые миры снятые в правильных условиях, да и сильное уменьшение с дробным коэффициентом (для публикации) съедает мелкие детали. Тем не менее, отмечу, что на доступных диафрагменных числах объектив показывает отличную резкость по центру кадра и очень хорошую по краям.

Вот еще два примера изображений на концах диапазона снятых с одной точки, но с минимальными возможными диафрагменными числами.

12 мм (3.5)

60 мм (5.6)

Отмечу, что объектив совершенно не искажает цвета.

Специально кирпичную стену я не снимал, но и на приведенных фото достаточно горизонтальных и вертикальных прямых в разных частях кадра, чтобы понять, что каких-то явных проблем с геометрией у объектива на краях диапазона (чего я очень опасался) нет.

Также я не заметил ни на одном фото (а сделал я их за лето довольно много) виньетирования и хроматических аберраций.

Перейдем к портретным возможностям объектива. 60 мм, диафрагма 5.6.

С минимальной доступной диафрагмой 5.6 на зуме общего назначения, конечно, трудно говорить о каком-то серьезном боке. Тем не менее, физика на месте, размытие присутствует, и модель вполне хорошо отделена от фона.

МДФ на длинном конце 25 см, а на коротком 20 см.

Читайте также  Обзор от покупателя на Беспроводной двухдиапазонный маршрутизатор NETIS N1 скорость до 1200 Мбит/с

Итого

Данный объектив у меня уже достаточное время и я успел на него, помимо прогулок, поснимать и по делу. Например, были отсняты несколько концертов (в том числе и в полной темноте), а также общие фото больших коллективов в помещениях. Конечно, все это было с использованием импульсного освещения, но, тем не менее, результат получился отличным, а возможность изменять фокусное расстояние сильно упростила мне жизнь. Одним словом данный объектив, несмотря на свою относительную светослабость, обладает очень приличными оптическими характеристиками. У него все хорошо с геометрией, нет хроматизма, нет виньетирования, фокусируется быстро и бесшумно, имеет хороший стабилизатор на борту. Это ни разу не бюджетный китовый зум, поэтому он вполне по праву является комплектным для достаточно серьезной фототехники.

За время эксплуатации каких-либо проблем с объективом не было. Совместимость с камерой Olympus полная.